Главная | О Храме | РАБОТА С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ | Памятка для начинающих переписываться с заключенными

Памятка для начинающих переписываться с заключенными

 
Памятка для начинающих переписываться с заключенными.

     Начиная служение заключенным, надо правильно оценивать свои возможности и ресурсы. Дело в том, что условия содержания  заключенных не просто оставляют желать лучшего. Чаще всего там нет даже самого необходимого: мыла, туалетной бумаги, нижнего белья… Если ставить перед собой задачу, обеспечить просителей из мест заключения хотя бы самым необходимым, то надо понимать, что в ближайшее время придет просто обвал писем с просьбами об этом. По своему беспроволочному телеграфу заключенные будут передавать из зоны в зону информацию о том, что по этому адресу обеспечивают тем-то и тем-то… Если  у прихода есть средства и силы, то можно, наверное, идти по такому пути, но надо понимать, что одна 2-х килограммовая бандероль обойдется вам в среднем в 200-300 рублей, посылка в 10 килограмм около 700 рублей, еще все это надо закупать и рассылать.
      На все просьбы материального характера  следует отвечать стандартным образом (примерный текст такого письма приводится ниже). Конечно, без исключений не обойтись, но тогда, посылая что-то в ответ на просьбу, необходимо подчеркивать, что – это личная инициатива одного из прихожан Храма,  и что обычно мы не имеем возможности исполнять просьбы материального характера.
При таком ответе срабатывает все тот же беспроволочный телеграф, по которому проходит информация о том, что по такому-то адресу не имеет смысла просить деньги, одежду и пр., но также  и о том, что там можно найти человека, с которым можно было бы переписываться и обсуждать вопросы веры.
    Начиная переписываться, вы должны помнить, что имеете дело с людьми, которые в своей жизни были обделены любовью. Это детдомовцы, сироты, выходцы из асоциальных семей. Страстная природа чувств в них брала и берет верх над разумом и волей. Именно «игра страстей» и привела их на скамью подсудимых. Поэтому в переписке с ними надо, с одной стороны, стремиться быть максимально терпимым и доброжелательным, но, с другой стороны, соблюдать некоторые правила.
  •      Не следует давать своих личных адресов, адресов своих друзей и близких, а также   других координат, кроме официального адреса Храма или, в крайнем случае, адреса удобного для вас почтового отделения. На все вопросы, почему это именно так, объяснять, что нет благословения. Можно так же пояснить, что письма проходят через разные руки, их могут увидеть или даже выкрасть соседи по камере, что такое бывало и не раз, что для вас это нежелательная ситуация.
  •      Переписка, прежде всего, должна преследовать цель духовной поддержки брата или сестры во Христе, которые часто не имеют другой возможности общаться на духовные темы. Поэтому нежелательно делать переписку слишком личной и откровенной, необходимо держать дистанцию. Надо поощрять вопросы о вере, церкви, духовной жизни, но ни в коем случае не брать на себя роль «духовника», лучше чаще ссылаться на труды св. отцов, Евангелие, традицию церкви. Если возникают сложные вопросы духовной жизни, говорить, что вы посоветуетесь со священником и тогда ответите. Следует избегать двух естественных крайностей: не заниматься  нравоучением и псевдопастырством и не переходить на личную душевную переписку. Переписка должна иметь катехизаторскую направленность и иметь своей целью постепенное воцерковление христиан в заключении. Она должна подготавливать их к сознательному участию в таинствах Церкви, делать их встречи со священнослужителями (которые порой бывают и нечастыми, и недолгими) наиболее душеполезными.
  •     Поддержка заключенных – благодатное и Богоугодное дело, поэтому оно естественно вызывает сопротивление врага. Замечено, что на первом этапе переписки письма пропадают. Это приводит к тому, что и с одной, и с другой стороны возникает непонимание и обида. Часто это служит причиной прекращения переписки. Имя Божие в результате может хулиться. Следует в таком случае либо в самом начале послать вместе с письмом маленькую брошюрку, оформив это как заказное письмо, либо, не дожидаясь ответа, примерно через месяц послать открытку с приветом и оповещением о первом письме.
  •     Материальная поддержка возможна, но только в личном порядке. Общая установка должна быть следующей. В Храм приходят много писем от заключенных и он не может обеспечить всем материальную поддержку. Вы лично можете чем-то помочь (если можете), но тоже очень ограничены в средствах (если это так). Не надо стесняться описывать реальную обстановку с жизнью и ценами в Москве, ведь часто приходится иметь дело с людьми, которые давно сидят и не имеют никакого представления о реальной современной жизни, ее трудностях. Более того, часто эти люди сидят в зонах, где не организована работа для заключенных, т.е. они привыкают жить в праздности и на всем готовом, пусть и плохого качества. Это определенным образом деформирует личность и это надо иметь в виду.
  •        Даже если есть большое желание и средства позволяют, не стоит сразу после первого или второго письма высылать ценные бандероли, или посылки. В большинстве мест заключения существуют ограничения на количество таких отправлений. Неограниченно можно посылать только литературу в заказных бандеролях. В любом случае лучше сначала спросить, в чем нуждается брат, сестра, или община, а потом уже благотворить.
  •        Хорошо вкладывать в свое письмо чистый конверт, т.к. конверты, бумага и ручки являются большим дефицитом в зоне. Человек может не ответить на ваше письмо просто потому, что у него нет конвертов, и он не может их выменять. Кстати, именно конверты, бумага и ручки являются тем, чем в первую очередь можно порадовать заключенных. К празднику (Пасха, Преображение, Рождество) можно послать чай, карамель, бульонные кубики.

Примерные тексты писем.

     «Дорогой брат во Христе!
     Мы получили Ваше письмо. Для участия в переписке Вам необходимо знать, что в силу малочисленности нашей группы, индивидуально писать Вам мы сможем не сразу. Считаем нужным Вам сообщить, что направлением деятельности нашего Храма является духовная поддержка братьев и сестер во узах. Мы высылаем духовную литературу, молитвы, иконки, отвечаем на вопросы о православной вере, истории Церкви и о христианской жизни.
     Наш Храм не имеет возможности оказывать материальную помощь и помощь в устройстве после освобождения, а также не помогает в устройстве личной жизни.
     Дорогой брат, если у Вас есть интерес к православной вере, или Вам что-то непонятно в Священном Писании, молитвослове, Псалтири и другой духовной литературе, или Вы имеете желание поделиться своими мыслями о христианской вере, ждем Ваших писем».


    «Здравствуй, дорогой брат во Христе! Мы получили твое письмо. Отвечаем тебе на твою основную просьбу. К сожалению, мы не можем сейчас помочь тебе материально, так как у нас нет спонсорской помощи, но со временем, если тебя это интересует, мы смогли бы послать тебе литературу духовного содержания.
     Помоги тебе, Господи!  Христиане, члены группы духовной поддержки заключенных Храма Флора и Лавра в с. Ям.


         В письма полезно вкладывать иконки Спасителя, Божьей Матери, святых угодников, именные иконки.
    Полезным для осужденным является чтение духовной литературы.
   Учитывая часто встречающееся в местах заключения недолжное обращение с духовной  литературой , в каждую книгу необходимо вкладывать увещание-предупреждение,  следующего  содержания:
 Братья (сестры)!
Просим помнить, что использовать духовную 
литературу, иконки и другие освященные
предметы для хозяйственных и иных нужд
 – тяжелый грех. Если они вам не нужны, передайте
тем, кто желает их иметь, или сожгите.
    В письма можно вкладывать тексты молитв:
Молитва заключенного к Ангелу хранителю    

     Ангеле Божий, предстояй ми от купели святаго крещения! Колико аз, преогорчевах тебе злыми помыслы, скверными словесы и постыдными деянями в житии моем! Ктому же, не памятовах, яко имам тя даннаго ми от Бога хранителя. Егда аз упивахся вином, или безстудно плясах, или в блуде, хищениях и злоприобретениях иждивах житие мое: и в сии дни ты не отлучался еси от мене, но токмо, яко чистый дух, печален был еси о мне, непотребнем рабе. Коль множицею аз бых близ самыя смерти, творяй преступныя дела и отнюдь не помышляяй предстати внезапу Богу-Судии! Смерть же не постиже мене тогда: и вем, яко ты отвратил еси ю от мене. Тако выну охраняеши мя, и не един аз есмь, внегда един жительствую во узилищи сем, но с тобою, хранителю мой. Аще и не вижду тебе телесными очима, ты еси присно спребываяй окаянной моей душе и телу. Якоже солнце, преходя скверныя места, не оскверняется, сице и ты, светоносный Ангеле Божий, не возгнушайся моея смрадности, но николиже отлучайся от мене и в сей темнице. Сохрани мя здрава нощию и неприступна во сне диавольскому искушению. Отжени от мене безсоние. Сопутствуй ми, во дни, на кийждо час, во всех входех и исходех моих. Даруй ми крепость телесных сил, еже понести горькия работы, в наказание мне налагаемыя, горькия же паче по вине их. Заступи мя от злобы бесов, люте нападающих на мою душу: ибо от единаго мановения десницы твоея бежат беси. Паче же всего отжени от мене смятение душевное и ропот вредный: сый бо смущен сердцем, не хощу ни на кого и ни на что благоприятно взирати и присно зде огорчеваюся. Даруй очам моим слезы о гресех, устам же тихое глаголание. Не ступи от мене, святый Ангеле, и егда душа моя начнет разлучатися от тела, но предстани ми у смертнаго моего одра тих и радостен; ибо имам тогда видети тебе близ суща. Не остави и послежде мою душу, яже ти от Бога предана бысть непорочне, но яже по смерти моея имать судитися, яко оскверненная многими грехми. О, хранителю мой! Призови тогда помолитися о мне и прочия безплотныя силы, да твоим заступлением помилован буду, грешный раб (имя), во веки веков, аминь!
 

 
 Молитва заключенного к Божией Матери
  
     О, Пресвятая Дево, Мати Господа и Спасителя моего! Вси человецы притекают к Тебе и никто притекаяй отходит от Тебе всуе, аще о добре просит. Молят Тя архиерее и священницы, яко Матерь еси Архиерея Великаго, прошедшаго небеса. Молят Тя иноки и инокини, яко Сама еси Пречистая Дева. Молят Тя отцы и матери, иже соболезнуют о своих детях, в немощех лежащих или далече живущих, яко Ты Сама болезнующи искала Сына своего, егда Он, дванадесятилетний отрок, оста во Иерусалиме. Молят Тя обидимии, яко претерпела еси гонение от Ирода с Божественным Младенцем. Возносят к Тебе последнюю свою молитву умирающии, яко Ты предстояла еси у Креста умирающаго Сына Твоего. Молят Тя праведнии и вси хотящии благочестно жити: и никтоже от них достиже праведности, не имеяй Тебе молитвенницу. Тако вси имут Тя заступницу усердну и всем подаеши скору помощь.
Един ли аз, грешник, в темнице седяй, забвен буду от Тебе? Мене ли единаго молитву не услышиши? Мене ли, прибегающаго к Тебе, не приимеши под кров Твой? О, никакоже помышляю сему быти. Понеже Матерь еси Спасителя погибающих грешников. Понеже яко несть иного Бога разве Иисуса Христа, Сына Твоего, со Отцем и Святым Духом во Едином Божестве покланяемаго. Тако несть инаго у Престола Божия ближайшаго ходатая, якоже Ты, Мати Божия! Матернее моление много может ко благосердию Владыки. Пред Ним Тебе вся возможна суть. Сего ради на Тя по Бозе все упование мое возлагаю. Сего ради храню аз пречистый образ Твой во узилищи моем, памятуяй близость Твою ко всем скорбящим и заключенным.
Обаче Ты, Матерь Божия, и являла еси доныне ко мне многая милости по моим прошением к Тебе! Чимже аз явихся пред Тобою? Увы мне злонравному! Аз же непамятлив бых Твоих благодеяний. Но, о милосердая Царице Богородице, прости моя измены и неразумие, не отвергни мене, паки возвращающагося к Тебе, яви ко мне древняя Твоя милости и приими мя на Свои мощныи руки, аки боляща, аки еле жива суща от язв греховных. Приведи мою душу грешную к покаянию. Беззакония бо моя превзыдоша главу мою. Колико доселе прогневах аз Бога моего лжами, хищениями, пиянством, крамолами, жестокосердием, безсовестием. Безпрестани согрешаю и в сей темнице леностию, мечтаниями, обманами, непокорством, досаждениями соузникам моим и развращением их, татьбами и роптанием на мою участь. Ктому не бысть у мене доныне ни слез, ни умиления, или же аз плаках токмо от досады моея.
Примири убо мене, Благодатная, с Богом, Сыном Твоим. Сподоби мя получити разрешение во всех гресех моих в тайне покаяния, и абие причаститися Святаго Тела и Крове Сына Твоего. Помози ми отныне возненавидети злыя мои страсти и крепко воинствовати противу греха; зане аще в чесом и покаюся, по малом часе таяжде творю, и сице лжив пред Богом обретаюся. Испроси ми, Владычице Богородице, благодать прочее время живота моего в твердом покаянии скончати. Милующая грешники, не презри мене перваго из них. Зриши моя беды, зриши мою горьку жизнь в сей темнице. Помози ми претерпети до конца позор мой, тесноту и прочия темничныя лишения, да не впаду в отчаяние, да не дерзну возносити хулы на Промысл Божий, но токмо скорблю и плачу о гресех моих, токмо от печали моея о чадах моих и сродниках, от нихже разлучен есмь, обращаюся ко утешению в молитве. Несть у меня терпения и кийждо день мню, яко наста конец моему терпению. О, печалъных недоведомое утешение! Утеши моего отца и матерь со сродники, иже скорбят о мне, для нихже аз содеяхся яко мертв. Наипаче же, о чадолюбивая Мати! не лиши Твоего покровительства жену и чада моя, ихже оставих аз, яко преступный отец, зане они неповинни суть во гресех моих. Препитай их и сохрани Твоею молитвою здравы и богобоязненны. Даруй ми, напоследок, видети свободу и со слезами радости облобызати моих домашних. Из глубины души моея вопию к Тебе, Царице Небесная, от одного образа Твоего с предвечным Младенцем на руку Твоею держимым чувствуяй в сердце моем отраду: не отрини мене, буди ми покровительница во всяких моих нуждах, во всяком моем страхе и унынии, днем и нощию, во здравии и болезни. Облегчи моя душевныя и телесныя скорби, яко Ты еси всех скорбящих радость. Милостива буди ми не зде токмо, но и тамо, в стране вечней. Не остави мене без Твоего заступления в день Страшнаго Втораго Пришествия Господа моего. Ей, Пресвятая Богородице! Не забуди тогда моея веры, яже к Тебе, и недостойных моих молитв пред Тобою. Да тако, быв на вечныя времена помилован Тобою, в безконечныя же веки буду благодарити Тебе и славословити Отца и Сына и Святаго Духа, аминь.
 
 

 Молитва узника в темнице заключеннаго

(Творение святителя Филарета Московского)
     Господи Боже, Создателю и Спасителю мой! Благословенно да будет имя Твое Святое. Благодарение и слава Тебе, Господи, о всех благих, яже прият от Тебе в житии сем. Ныне же скорбь и болезнь обретох, и Имя Твое призываю. Поношения нападоша на мя. Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. Скорблю о сем; и по сей скорби разумеваю, яко согреших пред Тобою, и по грехом моим приидоша на мя беды; ибо праведники Твои не унывающе и в темницах пояху Тебе, и во страданиих радовахуся. И аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Яко несть человек, иже не согреши. Но Ты, Господи, грехи всего мира носиши, и покаянием очищаеши. Верую, яко и мене грешнаго не отвержеши от лица Твоего. За весь мир Единородный Сын Твой излия Свою Божественную Кровь. Верую, яко и мене от грехов моих омыти может и хощет. Сего ради с Давидом глаголю: исповем на мя беззаконие мое. Ты же, яко Благ, остави нечестие сердца моего. Страшуся суда и осуждения человеческого: но наипаче да будет мне в сердце страх Твой неумытный суд и вечное осуждение. Аще неправда возстанет на мя, дерзаю словом Давидовым молитися Тебе, услыши, Господи, правду мою и вонми суду моему, и правдою Твоею избави мя. Аще же неправду сотворих: милосердием Твоим неправду мою уврачуй. Не попусти уклонитися сердцу моему во словеса лукавствия, к сокрытию истины, и к ложному оправданию. Помози мне и уразумети, и возненавидети неправду мою: возлюбити же правду, и во истине обрести облегчение души моей. Облегчи бремя бедствия моего. А еже понести мне суждено, да понесу с терпением, ради очищения грехов моих, и ради умилостивления Твоего правосудия. Аще и стыд покрыет мене пред некими человеками: да потерплю со смирением, да умилостивлю Тебе, Господи, да не постыжен буду пред лицем сего мира на Страшном Суде Твоем.
     Прихожду к Тебе скорбный и печальный: не лиши мене духовного утешения.
    Прихожду к Тебе омраченный: яви свет упования спасения.
Припадаю к Тебе изнемогший: возстави и утверди мене благодатию Твоею.
Паче всего даруй мне желание, и помози мне, Господи, творити во всем Твою волю, да в мире совести прославлю Имя Твое Святое, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва о вузах сущих

  
     Господи Иисусе Христе Боже наш, святаго апостола Твоего Петра от уз и темницы без всякаго вреда свободивый, приими, смиренно молим Ти ся, жертву сию милостивно во оставление грехов рабов Твоих (раба Твоего/рабы Твоея) (имярек) в темницу всажденных (всажденнаго), и молитвами их (его), яко Человеколюбец, всесильною Твоею Десницею от всякаго злаго обстояния избави и на свободу изведи.

Полезными также буду вкладыши с заповедями Божьими: 

    1.    Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене (кроме Меня).
    2.    Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика (что) в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.
    3.    Не приемли (не произноси) имене Господа Бога твоего всуе (напрасно).
    4.    Помни день субботний, еже святити (чтобы святить) его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый - суббота Господу Богу твоему.
    5.    Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетет будеши на земли.
    6.    Не убий.
    7.    Не прелюбы сотвори.
    8.    Не укради.
    9.    Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна (не произноси ложного свидетельства на ближнего своего).
    10.    Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть бляжняго твоего.

Суть этих заповедей Господь Иисус Христос изложил так: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».
(Мф. 22 , 37 –39.) (Евангелие от Матфея. Глава 5, стихи 3-12)

а также Блаженства:

Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени плачущии, яко тии утешатся.
Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.
Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
Блажени милостивии, яко тии помилованы будут.
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради.
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Поскольку главной целью переписки является миссионерство, то, возможно,Вам придется отвечать на вопросы осужденных.
 
Ниже приводится перечень наиболее часто задаваемых вопросов и примерный ответ на них. Ответы на сложные духовные вопросы необходимо согласовывать с батюшкой.

    1.    Вопрос: "...В душе горечь, пустота, нет радости".
Ответ: Здесь надо приободрить его, напомнить, что помыслы уныния - излюбленное оружие сатаны против тех, кто дерзнул ему сопротивляться. Неоценимую помощь в таком состоянии оказывают верующим святые - мученики, исповедники, преподобные отцы - при усердном молитвенном обращении к ним. Об этим мы должны непрестанно напоминать в наших письмах заключенным: сколько претерпели от сатаны и его слуг даже самые великие святые, сколько мучительных искушений и соблазнов пришлось им перенести. Их пример - гарантия нашей победы над врагом.
И особенно, каждый, кто находится в заключении, должен помнить подвиг Новых Российских Мучеников и Исповедников, всех тех, кто в прошлом веке у нас в стране был брошен в концлагерь не за что-либо иное, а за святую православную веру, всех тех, кто погиб за колючей проволокой. Они, подобно Самому Спасителю, пострадали безвинно и достигли святости, а сегодня мы молимся им о помощи, заступничестве и руководстве.
    2.    Вопрос: Как избавиться от курения?
Ответ:
1) отрывок из книги Д.А.Авдеева «Беседы с православным психиатром»
2) статью архиепископа Иоанна (Сан-Францисского) «Апокалипсис мелкого греха»
3) «Дорогой брат во Христе! Понятно, что исцеление от греховной привычки произойдет только по милости Божией. Но Господь помогает нам только тогда, когда мы, во-первых, искренне сознаем, что без Его помощи не можем одолеть грех, и, во-вторых, когда мы действительно сознаем что-то как грех. Люди не могут бросить курить, даже верующие, потому что думают, что это не страшно, что в этом нет ничего особенного. Но так можно сказать о многом. Кажется, не будет ничего особенного, если мы и ругнемся, и обидимся разок-другой, и не помолимся, и разгневаемся и т.д. А что в этот момент на нас смотрит Господь и что за этот наш «разок» Он умирал на кресте, об этом мы не помним. Мы сотворены Богом как малые храмы, благодать Святого Духа освятила нашу душу и тело в Таинстве Крещения. А мы оскорбляем святыню своими глупыми привычками. Не важно, что вокруг нас каждый второй курит: главное, хотя бы в нас благодать Божия не будет оскорбляться. Подумайте только: Вы бы не стали курить в храме? Нет, Вам бы и в голову это не пришло. Так наша жизнь не должна делиться на жизнь «в церкви» и «не в церкви», иначе мы будем лицемерами перед Богом! И как не сквернословим мы и не курим в храме, так не будем этого делать и вне его стен. Ибо Господь всегда с нами и всегда видит нас».
    3.    Вопрос: Как жить на свободе? Куда податься? Один. Ни жилья, и работы, ни средств".
Ответ: Верно: переход к свободной жизни очень непростой. Но подлинная беда не в одиночестве и не в бедности, а в неустойчивости человеческой души, не укрепленной духовным опытом. Всё внове, всё непривычно, душа открыта навстречу всем и всему - и сатана, конечно, пользуется этой открытостью. Соблазны, приманки, ловушки современного мира, от самых примитивных, очевидных, до изощренных и замаскированных, неисчислимы.
Желание избежать их порождает в душе чувства безпомощности, страха, отчаяния. Поэтому в первую очередь необходимо внушить заключенному, что страх и осторожность - это две противоположные вещи (о чем хорошо знают люди военных профессий): сатана вселяет в нас страх, а мы противостоим ему осторожностью. Надо знать и помнить об опасности, и смело двигаться вперед, сверяя каждый шаг с Господом.
Что это значит? Это значит - жить по Евангелию, по Христовым заповедям. Даже если кругом окажутся люди далеко не Божии, и события будут разворачиваться не по-божески, нужно держаться своего курса. В ответ на вопрос "Как жить на свободе?" надо предложить человеку несколько простых практических правил, например:
    •    не пить ни грамма алкоголя
    •    не нарушать постов
    •    не курить (если он не курил в заключении)
    •    не оставлять молитвы, храма, исповеди, св. Причастия
    •    не отвечать на оскорбления, придирки и т.п.
    •    не общаться с людьми сомнительной репутации
не делать ничего против установленных гражданских законов и положений: ехать по только указанному маршруту, получить паспорт, регистрацию, и т. д.
    4.    Вопрос: Какой вред от кружки пива или рюмки водки? Это ведь не грех.
Ответ: Да, сама по себе рюмка не грех, но вот уступка своей слабости, а чаще чужой и злой воле - очень большой грех, за который множество освободившихся из мест заключения расплачиваются гибелью. Пускай сколько-то лет назад вы могли выпить столько-то безо всяких последствий - сейчас другое время! Сейчас идет битва за вашу душу: сатана не оставит вас в покое, пока вы, при Божией помощи, не нанесете ему поражения. А если вы отступаете, отказываетесь от борьбы, это значит, вы впускаете в себя "седмь иных духов лютейших... И будут последняя горше первых" - иначе говоря, все ваши страдания и испытания окажутся впустую.
    5.    Вопрос: Господь учил в своих проповедях: "Просящему у тебя дай"... Но сколько я не писал писем в храмы, не просил мне помочь с одеждой и продуктами, мне или отказывали, или вовсе не отвечали на письма. Я хочу понять, почему христиане не хотят исполнять заповеди Христа? Поверьте я бы не взял "последнюю рубашку" у верного христианина...
Ответ:
    6.    Вопрос: Что делать, если ходить в церковь нет желания?
Ответ:
    7.    Вопрос: Как относиться к протестантам и католикам?
Ответ:
    8.    Вопрос: Можно ли читать молитву лежа на постели, если при этом человек не болен?
Ответ: Читать молитву лежа можно лишь в том случае, если по какой-либо причине стоять нет возможности. В других случаях это не позволительно, так как пред Богом мы должны предстоять
    9.    Вопрос: Зачем нам читать толкования на Библию? Разве не должны мы понимать Слово Божие как Оно есть
Ответ:
    10.    Вопрос: Когда я пришел на крещение, один прихожанин мне сказал, что если принимаешь крещение, то исповедь необязательна. А ведь некоторые вещи и поступки меня до сих пор мучают, особенно то, что я убил человека…
Ответ: В Таинстве Крещения человеку прощаются его прежние грехи, но совесть обычно жаждет очищения через исповедь, поэтому если человек все же исповедует перед священником мучающие его грехи, то получит облегчение
    11.    Вопрос: Зачем читать какую-либо другую духовную литературу, кроме Библии? Не все ли сказано в Ней о вере, что нам надо знать?
Ответ:
    12.    Вопрос: Можно ли жить так, как диктует нам жизнь, или жить надо так, как ты сам выберешь?
Ответ: Идти по жизни надо и не 1-м и не 2-м, а истинным путем – путем заповедей Господа
    13.    Вопрос: У нас практически во всех церквях все продается, иконки, иконы, и даже святое это крещение, поминание и т.д. Но ведь Господь был категорически против того, чтобы вели торговлю в доме Господнем, а мы нарушаем. Неужели ничего нельзя изменить?
Ответ: Свечу, к примеру, мы не покупаем, а жертвуем за нее, равно как за иконы и книги.
    14.    Вопрос: За что Бог меня так жестоко наказывает?
Ответ:
    15.    Вопрос: Как избавиться от порчи, колдовства?
Ответ:
    16.    Вопрос: Как надо молиться? Какие именно молитвы надо читать?
Ответ:
    17.    Вопрос: Часто люди сокрушаются, что наши поздравления с церковными праздниками запаздывают.
Ответ: Церковные, Божественные праздники тем и отличаются от праздников человеческих, что их смысл для нас вечен. Как говорил Иоанн Златоуст, «для христианина каждый день – Пасха, каждый день – Пятидесятница».
    18.    Вопрос: Почему существуют разные иконы Господа и Богородицы?
Ответ:
    19.    Вопрос: Можно ли носить несколько нательных иконок?
Ответ:
    20.    Вопрос: Можно ли носить крест некрещеному человеку? Можно ли носить два крестика (один дан при крещении, другой подарили)?
Ответ:
    21.    Вопрос: Можно ли освящать иконы, сделанные руками осужденных?
Ответ
    22    Вопрос: Человек, отбывающий наказание за убийство, несет ответственность в этом мире или будет отвечать за преступление перед Богом?
Ответ:
    23.    Вопрос: Человек, крещеный в детстве не в церкви, но служителем Церкви (звание не помню), может ли креститься повторно?
Ответ:
    24.    Вопрос: На протяжении тысячелетий человечество развивалось постепенно, но последние 100 лет привели к такому быстрому развитию науки, что возникает вопрос: человек дошел до этого сам или ему кто-то дал эти знания?
Ответ:
    25.    Вопрос: Задумывались ли вы о том, куда человеку пойти после освобождения, если у него нет ни родных, ни работы?
Ответ:
    26.    Вопрос: Можно ли молиться за друга-мусульманина?
Ответ:
    27.    Вопрос: Можно ли общаться с протестантами, ведь они в ереси?
Ответ:
    28.    Вопрос: Нужно ли отвечать на вопросы протестантов, они иногда лукавые?
Ответ:
    29.    Вопрос: Почему Церковь называет блудом близкие отношения между влюбленными, если они не состоят в браке? Ведь основа этих отношений любовь, а не разврат?
Ответ:
    30.    Вопрос: Я давно раскаялся в содеянном, но скорби мои не закончены до сих пор и сидеть мне еще долго. Так прощен мне мой грех в Исповеди и Причастии? Если - да, то чем объяснить мои скорби и чего мне еще не достает, чтобы облегчить свою жизнь и начать жить нормально?
Ответ:

    31.    Вопрос: Разве тюремное служение, должны претить личной жизни людей, состоящих в переписке с осуждёнными? Почему мы не можем говорить о чем-то еще, кроме Бога и веры? Мне кажется, что одно другому не противоречит, и прошу Вас рассказать хоть немного о себе: Сколько Вам лет? Есть ли у Вас семья и прочее.
Ответ:
    32.    Вопрос: "Вы" звучит так холодно и отстраненно, разве это правильно для братьев и сестер по вере? Не лучше ли обращаться друг ко другу сердечно на "ты" : Здравствуй, брат Николай! Добрый день сестра Христова, Любовь! Ведь мы даже с Богом говорим на Ты, иначе как бы мы уверовали, что Он наш Отец, а мы Его любимые чада?
Ответ: Я не буду с Вами спорить, в некотором роде, Вы действительно правы, обращение на "ты" сближает людей, ломая многие рамки, которые возможно ограждают нас от фамильярности и  некоторой вседозволенности, в то время как общение на "Вы" учит благоговейности и уважению  друг ко другу. Сперва необходимо усвоить и закрепить первое, чтобы переход на "ты", став новым этапом  в отношениях  братьев и сестер по вере, не повредил этим самым отношениям, но действительно засвидетельствовал их дружбу и родство духа.
    33.    Вопрос: Вы никогда не спрашиваете, как и почему я оказался в этих "местах" и я не пишу Вам об этом, опасаясь, что Вам, очевидно, это совершенно безразлично. Но эта недоговоренность образует между нами непреодолимый барьер, остается чувство одиночества и ненужности никому. Это очень тяжелые чувства.
Ответ:
    34.    Вопрос: Когда я спрашиваю о Боге и Церкви, меня тут же начинают все поучать: ты делай то и сё, а этого не делай. Но мне это еще в школе надоело, я бы хотел душевного разговора о Боге, без всяких там назиданий. Или в Церкви как и в школе, без этого нельзя?
Ответ:
    35.    Вопрос: Можно ли человека вымолить из ада, если он умер без покаяния  и никогда в храм не ходил? Я имею ввиду отца, он жил и умер во времена атеизма. В некоторых православных книгах я читал совершенно противоположные мнения священников и святых Отцов по этому вопросу. Так один святой говорил, что Церковь может вымолить грешника со дна ада, а архимандрит Амвросий  Юрасов пишет, что если человек в церковь не ходил, жил во грехе, то он в Царство Божие не войдет и т.д.
    Ответ:
    36.    Вопрос: Скажите, пожалуйста, а как Церковь относится к таким как я? (То есть к заключенным)
Ответ:
    37.    Вопрос: Почему зло побеждает добро? Ну, скажем, человек сделает кому-нибудь доброе дело, а вместо благодарности получит плевок в душу. Вот и все, душа сразу потемнеет от обиды и человек заречется никому больше добра не делать, а то еще сердце ненависть замучает. Как же тогда святые говорят побеждай зло добром и любовью?
Ответ:
    38.    Вопрос:
Ответ:
    39.    Вопрос:

Цитаты из Святых Отцов

    Надо хорошо понимать, что и рай и ад можно обрести уже сейчас в своей душе. «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» Лук.17:21. «Стяжи Дух мирен, и многие вокруг тебя спасутся», - так говорил преподобный Серафим Саровский. Начинать искать Царствие Божие внутри себя необходимо уже сейчас. Каким образом? Бороться со страстями. Для начала надо внимательно читать Евангелие и сравнивать свою каждодневную жизнь с Евангельскими требованиями. Ту разницу, которая будет замечаться выносить на исповедь.
    Исповедь – это путь очищения души. Привычка к каждодневному искреннему исповеданию грехов перед Богом – начало этого пути. Затем надо прочитать книгу Св. Игнатия Брянчанинова о страстях и противоположных добродетелях, просить у Бога этих добродетелей. Готовиться тщательно к таинству исповеди.
     Молитву называют самым тяжелым трудом. «Молитвенный подвиг» - такое выражение можно прочитать в житиях преподобных. Читайте больше именно таких житий.

      
    «Наши лагеря, наши заключенные всегда остаются с нами, как наши кровоточащие и гноящиеся раны. И нам их лечить» (о. Глеб Каляда)

    Помоги нам всем, Господи!