Главная | Святые Мученики Флор и Лавр | Служение святых мучеников Флора и Лавра Русской земле

Служение святых мучеников Флора и Лавра Русской земле

Указом Святешего Патриарха Кирилла

№ У-01/65 от 23 марта 2011 г

«День памяти святых мучеников Флора и Лавра (18 /31 августа)

 благословляется считать церковным праздником ветеринаров

на канонической территории Русской православной церкви »

 

    Святейший Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров по ходатайству инициативной группы академиков Российской академии сельскохозяйственных наук во главе с директором подведомственного Россельхознадзору Всероссийского государственного центра качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов (ФГУ ВГНКИ) академиком Александром Паниным.

В начале девяностых годов прошлого века почти одновременно на дороге из Москвы в Каширу были возвращены Православной Церкви два храма в честь святых мучеников Флора и Лавра. Первый — храм на Зацепе (нынешнее здание построено в 1778 г., но известен храм уже с 1625 г.). Второй — на расстояние одного «ямского гона»— в селе Ям (Старый Ям, XVIII). Кроме того, на месте следующей после Старого Яма ямской станции в Кашире также находится храм в честь святых братьев (1776 г.), который не закрывался даже в самые трудные для Русской Церкви времена.

Икона святых мучеников Флора и Лавра
Икона святых мучеников
Флора и Лавра

Велико было значение Каширской дороги для Русского государства в XIV — XVI веках, так как в это время Кашира вместе с Коломной и Серпуховым были главными городами-крепостями линии обороны южных границ Русской земли. Рядом с Каширской дорогой, в двенадцати верстах от Москвы, находится древнее село Беседы. По преданию, здесь в 1380 г. раскинул свой шатер святой великий князь Димитрий Донской на пути к Куликову полю. Здесь он держал совет («беседовал») с одним из своих соратников — двоюродным братом Владимиром Серпуховским, будущим доблестным военачальником Куликовской битвы. Здесь сохранилась церковь (XVI в.) Рождества Пресвятой Богородицы, воздвигнутая в память великой победы, одержанной в день этого праздника.

Русское войско шло к месту сбора — Коломне тремя дорогами, одна из которых проходила почти рядом с Каширской. Это дорога победы, о которой с ликованием пели наши предки воины и земледельцы: «На Москве кони ржут, звенит слава по всей земле Русской. Трубят трубы на Коломне, и бубны бьют в Серпухове, стоят стязи у Дона у великого на брези… Русь Великая одолеша Мамая на поле Куликове» («Задонщина»). Благословение на битву святой благоверный князь Димитрий Донской получил от преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, 18 августа, в день памяти святых мучеников Флора и Лавра. После победы на поле Куликовом эта дата навсегда осталась в памяти русских людей. События тех великих дней были духовно осмыслены современниками и их потомками. Летописец повествует о победе как о чуде, которое совершилось «помощью Божией и Пречистой Богородицы, святого чудотворца митрополита Петра, преподобного Сергия чудотворца и всех святых».

Именно тогда русские люди стали почитать святых мучеников Флора и Лавра как заступников Русской земли. Не случайно преподобный Андрей Рублев в своих росписях Звенигородского собора Успения на Городке увенчал алтарные столпы изображениями в медальонах святых мучеников Флора и Лавра.

Все возрастающее почитание святых мучеников на Руси после Куликовской победы и выразилось в создании особого извода иконы «Чудо о Флоре и Лавре», на которой Архангел Михаил вручает уздечки по-военному оседланных коней Флору и Лавру. Подобные иконы получили большое распространение на Руси и особенно на Севере, где оборона границ осуществлялась нередко силами крестьян. Недаром в память об одной из важных побед над шведами под Олонцом, во время смуты в 1613 г., был возведен в пригороде Мегре храм во имя святых мучеников Флора и Лавра.

Русь в образе «Чудо о Флоре и Лавре» видела благословение воинского, служения. Сам водитель светлого небесного воинства Архангел Михаил вручает святым мученикам поводья боевых коней. «Полк мучеников» главная сила в битве против диавола и слуг его на земле. Позднее в одном из богослужебных текстов русские песнописцы напишут: «Радуйся, Богом в брани прославленная Россия» (Минея, июнь). Три храма в честь святых мучеников Флора и Лавра на древнем конном пути к границам Русской земли продолжают свое служение. Это напоминание и призыв России и ее народу последовать по пути, завещанному нашей духовной историей — соединение мирного земледельческого труда с воинским служением.

Вcадник-воин — очень точный образ Святой Руси и ее призвания (не случайно и святой воин великомученик Георгий снова возвратился на герб России). Мы должны почитать святых Флора и Лавра как помощников на пути духовного подвига сыновей и дочерей нашей Отчизны. Много трудов и упорства требуется теперь и для восстановления порушенного в Отчизне нашей земной. Святые мученики Флор и Лавр, сами каменосечцы и храмоздатели, не только помогают в этом восстановлении — по их молитвам творится чудо просвещения душ человеческих Светом Истины.

Одни из ворот Московского Кремля, построенного святым благоверным князем Димитрием Донским, назывались Фроловскими, по названию надвратной церкви в честь святых мучеников; в старой Москве, кроме этого, были еще три храма Флора и Лавра. Эти храмы были построены в местах, рядом с которыми находились лошади, а также скот для продажи или хозяйственных нужд. (Кроме храма на Зацепе это храмы на Покровской улице и у Мясницких ворот).

Существовал на Руси удивительный народный обычай: на «лошадиный праздник», как называли день памяти Флора и Лавра, пригоняли к церквям лошадей со всех окрестных сел и деревень. В расчесанные гривы и хвосты коней вплетали ленточки и куски кумача или ситца самых ярких цветов, наряжали их в расшитые попоны и сбрую, украшенную лентами и бубенцами. Животных водили для купания к водоемам, подводили к храмам, где совершались торжественные молебны святым мученикам Флору и Лавру. После молебна тут же перед церковью лошадей окропляли святой водой. Это происходило повсюду на Русской земле. Прежде святые Флор и Лавр были известны всем, их изображения можно было найти в каждом крестьянском доме.

С исчезновением лошадей из сельского труда ослабела в народе память об этих святых покровителях.

Рассказывают о случаях помощи святых мучеников Флора и Лавра «братьям нашим меньшим» - не только лошадям, но и другим домашним животным. Ветеринарные врачи, обращавшиеся с молитвой к мученикам об исцелении безнадежных «пациентов» часто получали просимое. А молебны, проводимые по просьбе хозяев конюшен, помогают остановить падеж скота.

   Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объявил покровителями ветеринаров мучеников Флора (Фрола) и Лавра и установил церковный праздник ветеринаров.

 Святии мученицы Флоре и Лавре, молите Бога о нас !